ОКЕАНЫЧ

РЖД против… Теория заговора и практика перевозки.

В августе-сентябре интернет запестрел обвинительными заголовками: «РЖД против спортинветаря», «РЖД против велосипедистов» и прочими. Волна возмущения докатилась даже до такого крупного портала как Sportbox, а уж какие баталии происходят на форумах.

Собираются подписи под обращением к Министру транспорта и Министру спорта. Причиной же послужили новые «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» утверждены приказом Министерства транспорта РФ № 473 от 19.12.2013, приказ зарегистрирован Минюстом 24.07.2014, правила вступили в действие 12.08.2014.

Что же изменилось? Давайте разбираться.

Теория заговора.

Основные тезисы во всех гневных статьях и письмах примерно общие:

  1. пропали ранее существовавшие специальные упоминания о возможности перевозки велосипедов в разобранном виде и лыж/палок в качестве ручной клади, теперь строго по общему правилу.
  2. появилось ограничение в 180 см по сумме трех измерений багажа, а всё, что больше, требует так называемых «особых условий перевозки». То есть — формально — от пассажира со спортивным инвентарем, превышающим по сумме длины-ширины-высоты 180 см, необходимо письменное заявление не менее чем за 20 дней до поездки, плюс неясное ценообразование («плата не должна быть ниже экономически обоснованных затрат перевозчика»).

Внимательно изучив правила, я понял, что интернет воины либо не читали «Правила…», бездумно копируя статью со SportBox.ru, либо сознательно вводят в заблуждение народ, зарабатывая дешёвую популярность.

Упоминание о спортинвентаре, которое было в п. 63 старых «Правил…» действительно исчезло. Но почему-то все забыли о том, что по старым правилам. Спортинвентарь можно было провозить в счёт ручной клади, но никак не сверх её. Т.е. провезти байдарку тяжелее 36 кг бесплатно вы не могли и по старым правилам.

Ограничение в 180 см. по сумме трёх измерений для ручной клади далеко не новинка в «Правилах…» раньше оно было прописано в том же п. 63. И уж тем более к ручной клади никаким образом не относятся «особые условия провоза багажа».

Самым важным изменением в «Правилах…» стало изменение вот этого абзаца п. 63:

«При проезде в поездах дальнего и местного следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь при следующих условиях:

  • весом до 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 10 кг с выдачей пассажиру квитанции "багаж на руках";
  • весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет) в одном купе вагона с 2-местными купе (СВ) и вагона с 4-местными купе;
  • общим весом до 150 кг в отдельном купе с оплатой полной стоимости проездных документов (билетов) за четыре места.»

В новых правилах он звучит так:

«108. Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет), во всех вагонах (кроме жестких вагонов с местами для сидения (общих вагонов)) поездов дальнего следования и пригородного сообщения.

За каждый перевозимый в поезде дальнего следования указанный предмет, независимо от его веса, взимается плата по тарифу багажа весом в 30 кг. Оформление этой перевозки производится в билетной кассе по квитанции "багаж на руках". Если перевозка указанных предметов осуществляется на дополнительно купленный проездной документ (билет), то дополнительная плата по тарифу багажа весом в 30 кг не взимается. Ручная кладь должна быть размещена так, чтобы не ухудшать условия проезда других пассажиров. За каждый перевозимый в поезде пригородного сообщения один предмет, размеры которого по сумме трех измерений превышают 180 см, независимо от его веса взимается плата.»

Т.е. теперь сверх норматива ручной клади в вагоне можно провозить даже за дополнительную только бытовую технику и электронику, всё остальное будьте добры, сдайте в багаж.

Практика перевозок.

Неужели всё так печально? Конечно же нет. В интернете появилась уже отчёты, в которых освещается провоз велосипедов в поезде различными группами.

1. Наглость, второе счастье. Возвращаясь с похода в сентябре этого года я провёз велосипед на третьей полке бесплатно. При посадке в вагон проводница ничего не сказала по поводу плотно забитого чехла с велосипедом. При проверке билетов, она спросила: «А у вас есть багажная квитанция?». Я удивился и сказал: «Там же велосипед, а его в разобранном и упакованном виде можно провозить бесплатно». Проводницу мой ответ удовлетворил, и она пошла дальше.

Я действительно искренне удивился, так как уехал в поход ещё до вступления в силу новых «Правил…». Трюк может прокатить, а может и не прокатить.

2. Грузовое купе в штабном вагоне. Вот, что рассказал один из участников клуба X-Киров:

Утром меня отправили в Кострому за багажной квитанцией. Мало кому известно, что в каждом поезде есть «штабной вагон». Он ничем не отличается от купейного, в нём едет начальник поезда, находится радиорубка, купе для инвалида и, внимание, багажное купе, выделяемое под негабаритный багаж. Квитанция покупается на основании билетов и паспортов. Следущая фраза при покупке, сказанная мне начальником поезда:

-Мне багажную квитанцию для перевозки двух велосипедов в грузовом купе штабного вагона. Вес каждого велосипеда 50 кг (хи-хи, поржал).

После пятиминутного тыкания в клавиши мне кассир выдала эти «грузовые квитанции» на специальном бланке, похожем на билеты, только больше его в два раза. Цена вопроса: 131р40коп за 1 велосипед! Я побежал радостный назад, думая, что закончились мои мучения. А вот и нет! Меня заставили в 6 утра взять свои велосипеды и тащить их по перрону в штабной вагон (через 3 вагона). Там в последнем купе я их разместил с проводником.

Купе представляет собой помещение без всех полок с весами на полу. На глаз войдёт 6-7 велов, если штабелевать, то 10 край. Наклеив какие-то пломбы, проводник выдал мне обратно квитанции с печатями, что груз принят и отправил досыпать. Выходили мы в Кирове из штабного вагона. Нам даже тамбур грузовой открыли. Что весьма хорошо.

Вариант хороший. Из потенциальных минусов:

  • при посадке в поезд со стоянкой в 2 минуты, может возникнуть проблема с поиском штабного вагона, побудкой начальника и погрузкой.
  • грузовое купе может уже быть забито чьими-нибудь велосипедами или товаром, который проводники продают в вагонах.
  • нет гарантии, что ваш велосипед не поломают, придавив его сверху чьим-нибудь катамараном.

3. На третьей полке, но за деньги, или лайфхак №1. Не так давно пришлось мне везти велосипед из Архангельска в Вологду поездом №015Я. На тот момент эта статья уже писалась, поэтому я примерно знал, что делать. В обычной билетной кассе я купил квитанцию «багаж на руках», на вопрос: «А зачем?», я честно ответил, что повезу бабушке телевизор и не хочу нарушать п. 108 «Правил…». При посадке я показал квитанцию вместе с посадочным талоном, и был спокойно пропущен в вагон с велосипедом в чехле. Вопросов не возникло ни у проводника, ни у начальника поезда. Цена квитанции около 200 рублей.

4. На третьей полке, но за деньги или лайфхак №2. Пожалуй каждому, кто ездит поездами РЖД предлагали купить лотерейный билет. Думаю, что многие отказывались — азартные игры с государством дело заранее проигрышное. Но мало кто знает, что покупка билетика-другого у проводника, даёт некоторую индульгенцию в плане нарушений. Им же план по продажам спускают, и многих потом ругают за невыполнение. Купите билет, и можете курить в тамбуре, только линейщикам не попадайтесь. Так же можно провезти велосипед, в обмен на лотерейный билет.

5. Провоз багажным вагоном. Или не было печали, апдейтов накачали. Самый, пожалуй, геморройный способ. Минусов много:

  • не в каждом составе есть багажный вагон, поэтому ваш багаж может ехать отдельно от вас, бог знает по какому маршруту и в какие сроки;
  • сдавать багаж нужно в специальном багажном отделении на ж/д станции. А работает оно строго по часам с перерывами на чай и обед. Сам лично наблюдал, как соседка по поезду вынуждена была ждать открытия багажного отделения в Невиномысске с 2-х часов ночи.
  • на станциях с короткой остановкой ваш багаж выгружать никто не будет, поэтому ваш багаж туда либо не доставят, либо он придёт с попутным товарняком неизвестно когда. Это в Сибири станции напрочь крупные со стоянкой в 20-30 минут. В наших же краях станций со стоянкой в 2-5 минут чуть менее, чем 100%.

Зато можно купить билет в купе. Но при нынешних ценах на билеты в купе иногда проще самолётом, либо автотранспорт нанять.

В авиаперевозках вопрос с багажом решён куда проще, чем на ж/д, начиная с того, что багаж летит из пункта А в пункт Б вместе с вами, и заканчивая тем, что согласовать перевозку того же велосипеда можно по телефону.

Кто виноват…

Господа гусары, молчать!!! Шубохранилища тут ни при чем. А вот челноки разных мастей, всякие мегабабки и друзья с высоких гор очень даже. Вам никогда не приходилось видеть, как бригада провожающих заносит десяток коробок или сумок «мечта оккупанта»? Нет? А мне приходилось. Один раз пришлось даже пришлось сгрузить весь шмурдяк на полку гордому сыну Кавказа на боковушке. И ему пришлось спать на своих коробках на боковушке чуть не под 2-й полкой. А всё потому, что он забил третьи полки в отсеке, где мы ехали вчетвером с 4-мя велосипедами.

Да, именно против таких продуманных личностей и направлены новые «Правила…». Почему-то все с готовностью оплачивают дополнительное место в том же Аэрофлоте за 2500, но никто не хочет платить за кучу вещей в поезде. Наверно потому, что без оплаты багажа в самолёт вас просто не пустят, а проводники до недавнего времени не имели права высаживать таких пассажиров.

Ну и курс на замену плацкарт на даблдекеры тоже внёс свою лепту в ограничения по ручной клади.

…и что делать?

Что-то делать, разумеется надо. Например Веломания написала в РЖД письмо. Но, скорее всего, написали нечто типа — а верните бесплатный провоз велосипеда, — на что получили отрицательный ответ.

Можно поддержать петицию «Вернуть свободу туризму!». Хороший способ привлечь внимание, но ситуацию это скорее всего не изменит. За перевозку спортинвентаря придётся платить так или иначе. Нужно добиваться не бесплатного провоза, а изменений или разъяснений по поводу перевозки на багажных полках по квитанции «багаж на руках».

Лучше всего где-то скооперировать все вопросы, которые накопились по поводу новых «Правил…» и задать их письмом в РЖД, как в своё время сделал Пик-99.

Ну, какой заговор? Не туристам (я понимаю, что вам всем пофиг на других людей) не удобно, когда вы тащите байдарки, велики, сноуборды в вагон.
Вы просто прочитали по диагонали. Нет никакого заговора, есть формальные неточности в новых правилах, требующие пояснений. А насчёт неудобств...

...гораздо больше неудобств доставляют челоноки с десятком баулов по всему вагону. Один грамотно упакованный велосипед абсолютно никому не мешает и лежит тихонько на 3-й полке. При выезде группой, как правило, выкупается всё купе. В старых плацкартах мы вшестером забивались в отсек, абсолютно никому не мешая.

Есть ещё ньюансы с пересадками с поезда на поезд (или с самолёта на поезд), и лишний головняк с гостиницей и беготнёй никому не нужен.

Байды и каты -- отдельная песнь, но я не водник, поэтому не буду коментировать. Меня больше сами водники с их "трисемьгоп" напрягают, нежели их снаряга.