ОКЕАНЫЧ

Велосипед в военном деле



Велосипеды в Российской и Красной Армии

В 1887 г. князь Б. Потемкин написал книгу «Велосипед и его применение в военном деле». В России появление самостоятельных велосипедных, или, как тогда говорили, самокатных, подразделений относится к 1897 году, когда была развернута первая отдельная самокатная команда.

В 1913 году отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами – предполагалось массовое развертывание самокатных подразделений.

Информацию о велосипедных предприятиях России ГУГШ запросило в Министерстве промышленности и торговли. Справка от 14 октября 1913 года содержала данные по трем крупнейшим велосипедным фабрикам – «Дукс» Ю. Меллера в Москве, «Россия» А. Лейтнера в Риге и «Матадор» в Ревеле, а также по трем слесарно-механическим мастерским – московской фирмы «Энфильд», торгового дома «Победа» в Петербурге и фабрики Б. Варена в Варшаве. В числе производящих велосипеды были также названы Машиностроительный завод компании «Зингер» в Подольске и Императорский Тульский оружейный завод.



На запрос ГУГШ о возможности крупномасштабного производства велосипедов для нужд Русской армии положительно ответили лишь два предприятия – «Дукс» и «Россия». Их мощности позволяли производить ежемесячно до 500 велосипедов.

Задачу по снабжению армии военными велосипедами возложили на Главное военно-техническое управление (ГВТУ). В октябре 1913 года «Фабрика велосипедов и автомобилей «Россия» А.Лейтнера и Ко» получила официальное предложение ГВТУ приступить к переговорам по поводу военного заказа на велосипеды. Подобное предложение чуть ранее получил и «Дукс». Первоначально речь шла об обыкновенных, нескладных велосипедах, адаптированных к нелегким условиям военной службы.

Специальных технических требований к военным велосипедам на тот момент в Русской армии не существовало. ГВТУ решило восполнить этот пробел. Весной 1913 года были проведены комплексные сравнительные испытания ряда оригинальных образцов, состоявших на вооружении иностранных армий. После анализа соответствующей информации оказалось, что их немного. Были испытаны французский самокат системы Жерара производства фирмы Peugeot, немецкий велосипед фирмы Adler и японский «Хара», по своей конструкции практически повторявший машину Жерара. Испытания выявили их недостаточную пригодность для эксплуатации в нашей армии. Среди существенных недостатков – большой вес, неудобные системы складывания.

Cкладной велосипед конструкции капитана Жерара. Его ашанопотомков под брендом Бисиклеты Пежо за сумасшедшие деньги продает varlamov.ru



Техническое управление сделало попытку приобрести лицензию на производство самокатов Жерара у фирмы Peugeot, надеясь модернизировать их в России, но получило отказ, так как по договору с изобретателем фирма не имела права продать лицензию даже по истечении срока патента. Тогда ГВТУ обратилось за консультацией к отечественным специалистам. Оказалось, что складные велосипеды не были в России новинкой. Более того, в стране имелось как минимум четыре образца складных велосипедов, в разное время находившихся в производстве на фабриках «Дукс» и «Россия».

Первенство в изобретении складного велосипеда, "отвечающего требованиям военно-походной службы", принадлежало отставному капитану Русской армии А. Базилевскому, владевшему технической конторой и велосипедным магазином. (К сожалению я пока не нашёл его фотографии - прим. alexey_ionov

Несколько таких велосипедов изготовила фабрика «Дукс» для проведения конкурсных испытаний (совместно с иностранными моделями) на предмет пригодности их для использования самокатной ротой Русской армии. Военные велосипеды системы Базилевского успешно прошли конкурсные испытания при штабе крепости Либава. Комиссия признала их наилучшими и заказала партию для снабжения первой в России самокатной роты.

Вдохновленный первым успехом Базилевский занялся созданием складного военного велосипеда, который был запатентован в 1910 году. Его конструкция выгодно отличалась от самоката Жерара, ставшего своеобразным эталоном в военно-самокатном деле. Простота конструкции, надежность и быстрота складывания – вот основные достоинства велосипедасистемы Базилевского. Производство этих велосипедов было организовано на «Дуксе», их приобретали отдельные полки Русской армии (лейб-гвардии Семеновский, Измайловский, Павловский…) и управления полиции некоторых городов.

В мае 1914 года в учебной автомобильной роте были проведены сравнительные испытания складных велосипедов. На испытаниях были представлены два велосипеда конструкции фабрики «Дукс»

Ю. Меллера (с колесами диаметром 26 и 28 английских дюймов), велосипед системы А. Базилевского производства того же «Дукса», велосипед фабрики «Россия» А. Лейтнера и немецкий велосипед фирмы Adler. Испытания выявили полную непригодность немецкого транспортного средства, а среди отечественных конструкций лучшим был назван велосипед фирмы А. Лейтнера. Конструкция Базилевского заняла второе место, а два «Дукса» – соответственно третье.

Среди преимуществ рижского велосипеда были быстрота и простота складывания, надежность механизма складывания, легкий вес и защита спины самокатчика кожаным щитом. Исходя из результатов сравнительных испытаний, ГВТУ сформулировало технические требования к военным складным велосипедам.

Но поскольку дело с испытаниями отечественных велосипедов двигалось медленно, в июле 1915 года был сделан крупный заказ фирме Peugeot на партию самокатов Жерара. В первый военный год, помимо «жераров», военное министерство также закупало обычные, нескладные дорожные велосипеды.

Летом 1915 года было, наконец, принято решение об организации отечественного производства складных велосипедов. Сочли возможным, не останавливаясь на каком-либо из испытанных образцов, разработать на основании технических условий новый, идеальный самокат. Разработку и изготовление опытного экземпляра взяла на себя фирма «Дукс» как имеющая наибольший опыт по этой части. В августе 1915 года доверенное лицо фирмы М. Щипанов получил от ГВТУ технические условия и образцы для работы. И уже 2 декабря новыйвелосипед прошел испытания в учебной автомобильной роте и был возвращен на доработку фирме с незначительными замечаниями. В начале 1916 года новую модель, получившую название «Дукс боевой», приняли к производству.

Еще во время разработки «Боевого», летом 1915 года, произошли важные изменения в делах крупнейших велосипедных предприятий России.

10 июля велосипедная фабрика А. Лейтнера в Риге получила приказ об эвакуации в Харьков, так как немецкие войска уже подходили к этому прибалтийскому городу. Фабрика выполняла заказ Главного военно-технического управления (ГВТУ) на поставку военных велосипедов и взрывателей для гранат. 24 сентября 1915 года имущество и оборудование «Фабрики велосипедов и автомобилей «Россия» А. Лейтнера и Ко» было отправлено со станции Ревель в нескольких десятках вагонов в Харьков. Примерно в то же время «Дукс» получает крупный военный заказ на производство аэропланов и гидропланов. Велосипедное производство отступает на второй план, так как почти все производственные мощности были переориентированы на авиа производство. Дело в том, что к этому моменту фабрика осталась единственным отечественным поставщиком авиации для фронта.

9 февраля 1916 года в Харьков на имя Лейтнера из Москвы были переданы патент, техническая документация и образец для производства складного военного велосипеда модели «Дукс боевой». Фронт требовал все большее количество велотехники, и в ГВТУ было принято решение, что «Боевые» будут производить оба крупнейших велосипедных предприятия страны. Условием передачи патента была выплата изобретателю установленной суммы с каждого собранного велосипеда или же рамы. 16 марта был заключен контракт на изготовление 3.000 «Дуксов боевых» для ГВТУ.

Титаническими усилиями в условиях военного времени и тотальной нехватки сырья директору удавалось не допустить срыва графика производства и сдачи военному приемщику армейскихвелосипедов.

Фронтовые части требовали их все больше и больше, а фабрика между тем осталась единственным производителем в России, так как московский «Дукс» прекратил производство в связи с загруженностью военным заказом на самолеты. В Харькове фабрика работала до конца ноября 1917 года. Всего же на предприятии с февраля по ноябрь 1917 года было изготовлено около 3.600 велосипедов «Дукс боевой».

В годы Второй мировой войны в Красной Армии официально самокатчиков-велосипедистов не было. Велосипеды, конечно, использовались, но в основном для хозяйственных нужд, в порядке частной инициативы. В вермахте, напротив, были подразделения велосипедистов. Кроме того, в штат пехотных подразделений входили велосипеды для обеспечения маневренной связи.Велосипедные подразделения имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Все это добро крепилось к рамам специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась в массивных багажниках.

Велосипеды Вермахта



Насыщение вермахта велосипедами было очень высоким. Кроме того, на вооружении парашютно-десантных частей были складные велосипеды, предназначенные для выброски спарашютом.

Во время второй мировой войны Германия активно использовала велосипед в армии. Если в начале войны велосипед был вспомогательной техникой, то в конце Второй мировой, велосипед стал дефицитной необходимостью.

Складной велосипед для десантных подразделений люфтваффе в контейнере для десантирования. Германия. 1942 год



Зимой и весной 1945-го, все чаще немецкий велосипед выходит на бой против танков. Испытывая дефицит бронетехники, немецкое командование массово снабжает армию, гитлерюгенд и фолькштурм панцерфаустами. А чтобы добиться максимальной мобильности и эффективности применения гранатомета, фаустпатронами стали снаряжать велосипеды.

С закрепленными у рулевой стойки двумя снарядами, можно было быстрее и дальше перемещаться и нести дополнительный ящик с патронами.



Берсальеры. Велосипеды в итальянской армии

В итальянской армии весьма активно использовался велосипед. Благодаря усилиям молодого офицера, лейтенанта Луиджи Камилло Натали (Luigi Camillo Natali) берсальеры (Bersaglieri – стрелки, элита пехоты королевства Италия) были «вооружены» велосипедами специальной конструкции. Перед Второй Мировой Войной Луиджи Натали занялся разработкой военного велосипеда, который был бы максимально удобен и эффективен в армии. В результате объединения усилий с Бианчи (Натали разработал требования, а Бианчи - конструкцию) появился складной армейский велосипед для итальянских берсальеров.

На велосипеде весом в 11 кг. + 7 (примерно) кг. амуниции , берсальеры проезжали каждый день по 110-120 км. с средней скоростью в 15 км/ч. Пулеметный расчет делил пулемет Fiat на троих (стойка, ствол и рукава охлаждения, бак для воды) и ехал на равне со всеми с дополнительным грузом.

Берсальеры на марше



В тридцатых годах, для пулемета и прочей тяжелой амуниции выделялся мотоцикл. Во время тренировок, физическая и тактическая подготовка солдат доводилась до совершенства. Вплоть до того, что бойцы могли войти в бой не сходя с велосипедов. Многие берсальеры становились профессиональными велогонщиками. Во Второй Мировой, берсальеры были самой механизированой частью итальянской пехоты.

Сейчас элита итальянской пехоты не использует велосипеды, но все также наиболее механизирована и использует новейшую технику и вооружения. А память о велосипеде и уважительное к нему отношение, сохраняется до сих пор.

Военный велосипеды армии США (Parabike)

BSA Airborne Folding Paratroopers Bike (Parabike) - Надёжный, прочный, готовый на всё тактический велосипед, предназначен для использования в экстремальных условиях. Находится на вооружении армии США, используется армиями и силами безопасности многих стран. Дюралюминивый сплав 7005 был специально разработан для этой конструкции. Такая прочная и жёсткая рама используется только на этой модели велосипеда. Покрытие состоит из пяти слоёв краски, что даёт нам возможность на пожизненную гарантию. На сегодняшний день это самая надёжная модель велосипеда в мире. Жесткая, прочная машина для применения в тяжелых условия. Мощный как танк, лёгкий как воздух - Paratrooper ™ это 24 скоростной велосипед, может выносить нагрузку до 230 кг груза. Высокая грузоподъемность, маневренность и возможность менее чем за 30 секунд сложить его в компактные размеры являются основными преимуществами. Его легко можно разместить в багажнике автомобиля или в квартире. Вес 12 кг. Размер в сложенном виде 90*70*30см.



Велосипеды других армий

Очень много военных велосипедистов имела армия Финляндии, и мобильность таких групп, небольших по составу, но многочисленных по общему количеству, сыграла достаточно большую роль в боях в Карелии. Финны-велосипедисты занимались разведкой, патрулированием и часто использовались в качестве подвижного резерва. В армиях Британии и Канады также использовались складные велосипеды для десантников. Производила их английская фирма BSA.

Интересно, что и сегодня в ряде стран мира есть штатные велосипедисты. Так, сейчас под ружьем в Швейцарии более 5.000 велобойцов. А в войне в Ираке американцы использоваливелоподразделения при проведении разведки стратегических объектов.

Авторское послесловие

В оригинале статьи было порядка 20 фотографий, большая часть из которых немецкие. Фотографии были распиханы по случайному принципу. Причём качество фотографий оставляло желать лучшего. Я нашёл почти все исходники, большая часть которых была взята с иноязычных ресурсов, я решил оставить в статье фотографии за описаие которых я более или менее уверен, остальные фото размещу чуть позже, когда переведу статьи-источники.

Ссылки по теме:
http://active44.ru/blog/14/entry-89-velosiped-i-ego-primenenie-v-voennom-dele/
http://tourist.kharkov.ua/xtarticle/-Voiny-na-Velosipedah
http://userdocs.ru/voennoe/36894/index.html

Как то раз попробвал ехать на велосипеде с ружьём за спиной, вроде как на охоту. Хуйня хуйнёй и неудобно. А тут воевать. Зы, велосипед был нашенский "Урал".