ОКЕАНЫЧ

Русский Север 2009. Пинега-Карпогоры или Новогоднее безумие 2009

Вместо предисловия

Становится доброй традицией отмечать Новый Год каким-нибудь велопоходом. Количество желающих с каждым годом становится всё больше, а география походов потихоньку расширяется. В этом году местом новогоднего похода была выбрана Пинега. Тем более что у всех участников был в этом свой интерес. Для кого-то это была всего лишь очередная попытка одолеть до сих пор непройденный зимник, а у кого-то -- долгожданная встреча с любимой девушкой. Итак, машина разгружена, байки собраны. Вперёд к неизведанному.

О доступности недоступных пещер

Голубино

Голубино

И наш водитель, и местные работники, все в один голос утверждали, что попасть в пещеру в первый день нам не удастся. Больно уж время неурочное. Мы решили не унывать и осмотреть пока водопад, а там видно будет. И что вы думаете? Через 5 минут к нам подходит группа, экипированная для спуска в пещеру со стандартными вопросами: "Кто? Откуда? Куда?". Ребята охотно отвечали, а я прикидывал -- как лучше проникнуть в эту экскурсию.

Решение созрело быстро. "Народ, бросайте вещи, всё равно в этой глуши их никто не утащщит. И айда за мной" -- сказал я. Алексей и Антон посомневались пару секунд, но увидев, что я смело пошёл к берегу потянулись за мной. Местоположение Провала было мне известно. Через 5 минут мы были на месте. Пока мы пригоняли каски, фонари, группа ушла из первого зала Голубинского провала в путь. После короткого инструктажа спустились и мы. Как я и предполагал -- гнать нас никто не стал, инструктор только поинтересовался -- как мы сюда попали, но услышав, что координаты дырки, а также топологию пещеры я знаю неплохо и отнюдь не понаслышке, он махнул рукой и успокоился, буркнув "За своих отвечай сам"

Ход Метро. Пещера Голубинский провал

Ход Метро. Пещера Голубинский провал

Соединившись в зале Форум с группой экскурсантов, мы пошли по Голубинскому провалу. Проводники предложили пройтись по лазу первого яруса, который идёт из зала Форум в Ущелье, но я, как человек опытный, сразу смекнул, что конец декабря -- не самое подходящее время для прогулок по подтапливаемым ходам без ОЗК. И пошёл верхом по Питерскому ходу. И ведь был прав!!! Забавно было наблюдать чумазых, мокрых "горе-спелеологов", которые громко ругаясь на всю эту затею поднимались из Ущелья. Антон с Алексеем, как ни странно, были на удивление чистыми. Видимо пещерная грязь решила не приставать к суровым северным райдерам.

Продолжение экскурсии было стандартным -- дальше по Питерскому ходу до артефакта "Тёщин Язык". Рутину экскурсии нарушали лишь зимовья летучих мышей. Если в прошлом году при первичном осмотре Голубинского провала я нашёл всего лишь одну мышь, то на сей раз их было четыре. Надеюсь, что туристы к весне не засмотрят их насмерть.

Камин Раковинка

Камин Раковинка

Прослушав дежурную байку про Белого Спелеолога у Тёщиного языка мы пошли дальше по ходу Метро. В прошлом году из-за высокого уровня воды и порванных на Тропе ХоШиМина бахилл ОЗК я не стал его исследовать, как оказалось напрасно. Кроме нескольких обнаруженных артефактов "Обои", там есть несколько "каминов" -- вертикальных каналов в своде туннеля. В самом молодом камине Раковинка течет маленький источник, образуя несколько водокапов и водопадов, издающих довольно мелодичные звуки в пещерной тишине.

Время под землёй течёт незаметно. Кажется, что по подземелью ты ходишь совсем недолго, а на самом деле прошло уже больше часа и пора выбираться на поверхность. Через полчаса мы были уже снова у байков. И на изумлённый вопрос местных :
-- А где вы были? -- мы ответили:
-- В пещере.
-- А как вы туда попали?
-- А нас провёл туда Белый Спелеолог.

Оставив удивлённых аборигенов гадать над загадкой природы, мы поехали в Красную Горку.

О свинстве и алчности сезонных рабочих

Красная Горка. Самая высокая точка области. Когда-то там стоял Красногорский Монастырь, потом в келейных корпусах было множество учереждений, а сейчас там гостиница эконом-класса и горнолыжный спуск. Чтоб попасть туда, нужно очень хорошо покрутить педали -- угол подъёма просто сумасшедший, передние колёса едва не отрываются от земли, перевешиваемые велорюкзаком.

Но всякий подъём имеет свой конец, и мы наконец въехали в деревню. Дома почти все жилые, но окна горели только в 2-х. Мы решили попробовать вписаться на ночлег. В первом доме нам отказали, второй был настолько маленьким, что мы даже не стали стучаться, чтобы не стеснять хозяев. Поехали в сторону гостиницы. В одном номере горел свет и мы постучались туда. Оказалось -- сезонные рабочие, живущие тут же. Попросилиу них зарядить аккумулятор к моему фотоаппарату, а сами в беседке стали готовить ужин на горелке. Минут через 5 к нам выходит один из рабочих и предлагает переночевать в пустущем номере для персонала. Ну мы не стали отказываться от такого предложения.

Поужинали, и стали устраиваться в нашем временном пристанище. Затащили матчасть, распаковали рюкзаки, переоделись и тут один из наших "благодетелей" говорит мне: "Ребята, с вас 1000 рублей". Я сначала не понял о чем речь. Но когда понял -- возникло желание послать его на 3 буквы, собрать манатки и ехать дальше. Но Алексей с Антоном уже подразмякли и решили немного поторговаться. Хотя я начал было собирать вещи. В итоге сторговались на 600 рублях и остались на ночь.

Поступок в высшей мере свинский. На Севере НИКТО и НИКОГДА не берёт денег за ночлег. Я, по крайней мере, с таким за несколько лет столкнулся в первые. Обычно либо не пускают вобще, либо пускают бесплатно. Но мы обычно помогаем что-нибудь по хозяйству сделать -- дров или воды принести, или что-нибудь ещё. Это норма. Если бы они сразу сказали: "Ребят, с вас 1000 рублей и ночуйте" -- это одни разговор. Скорее всего мы бы спустились вниз в другую деревню, нашли бы ночлег там, или вобще в палатке встали бы. Но вот так, когда сначала приглащают переночевать, а потом когда деваться, вобщем-то, некуда просят денег...

О пользе карт местности и недоступности доступных пещер

Паркинг "У старой Волги"

Паркинг 'У старой Волги'

Утро. За бортом неспешно проплывают километры. Пинега, Кулойский канал, Кулогоры... Стоп, нам сюда. Проскочили, блин. Возвращаемся полями. На околице стоит остов Волги. Оставляем возле него велосипеды и идём искать пещеры. Взяв языка из местных, узнаём всю нужную информацию даже не прибегая к допросу с пристрастием. Спускаемся под угор и идём вдоль деревни. Вот и первый карстовый выход. Поверхностный осмотр не выявил ничего похожего на вход в пещеру.

Не сильно расстроившись идём дальше. Впереди показался второй карстовый выход и жёлтенькая табличка "Пещера Кулогорская-Троя", а за ней вход с маркировкой "К2". Вот она. Спускаемся в первый грот, одеваем фонари, достаём фотоаппараты. Видим множество сосулек причудливой формы, порой образующие забавные гобелены, застывшие водопадики. Идём дальше, вернее пытаемся -- на полу пещеры довольно много воды, покрытой тонкой коркой льда, которая не выдерживает веса человека. ОЗК нет, а декабрь -- не совсем подходящее время для водных процедур на открытом воздухе. Чтож любуемся гротом со стороны и выходим на поверхность.

Пещера Кулогорская К2

Пещера Кулогорская К2

Та-ак. Деревня закончилась, а где же вход К1? Может там нам повезёт больше. Решаем свериться с картой... А карта осталась в рюкзаке. Придётся возвращаться. По пути к байкам за нами увязалась 3 местных собаки, в надежде поживиться чем-нибудь съестным.

Изучение карты показало, что К1 находится в первом карстовом выходе, который мы осмотрели весьма поверхностно. Чтож, идём опять туда и начинаем осматривать всё более детально. Первая обнаруженная нами дырка закончилась тупиком метров через 7. Но тут же рядом обнаружился узкий лаз, практически шкуродёр. Исследование показало, что это и есть нужная нам К1.

Пещера Кулогорская К1

Пещера Кулогорская К1

Спуск в пещеру наклонный. По описаниям, зимой он покрыт слоем льда, что усложняет спуск, но на этот раз льда не было -- только немного снега. По наклонному спуску попадаем в грот Малютка. Он действительно маленький -- высота около метра, стоять в нём невозможно, вдвоём уже не развернуться. Дольше по узкому лазу попадаем в красивейшее место пещеры К1 -- грот Едемского. Множество сосулек, ледяных сталагмитов, всевозможного мусора, принесённого паводковыми водами Пинеги образуют какой-то фантастический художественный беспорядок.

Из зала Едемского вглубь пещеры ведёт очень низкий ход Географов, по которому можно передвигаться только ползком. Мы проползли по нему метров 50 и начали мёрзнуть. Пол хода покрыт льдом, который довольно ощутимо промораживал тело через одежду. Поэтому решили возвращаться на поверхность, зайти к пещере К2, где я оставил шлем и ехать дальше.

Переправа, переправа, берег левый, берег правый

Пикник на обочине

Пикник на обочине

Местные жители советовали нам преправляться либо из Пинеги на Вонгу, либо от урочища Шуломень на лесопункт Холм. Но возвращаться никому не хотелось, поэтому мы поехали ко второй переправе. Но, выехав на берег, увидели вешки переправы от Кулогор к урочищу Марьино и мужиков посередине реки. Решили подойти и выяснить ситуацию. Как я и предполагал, зимника не было, но буквально на днях от Усть-Почи прошёл трактор, что оставляло надежду хоть на какое-то подобие дороги.

Решили, всё-таки попробовать. Переправа не обошлась без приключений -- я неудачно вступил на тонкий лёд и провалился одной ногой, замочив берц. И обратно как-то мне переправляться совсем расхотелось. Оставалось только одно -- идти вперёд. Трактор действительно неплохо поработал -- по дороге местами можно было даже ехать, и если бы не оттепель и, как следствие, насквозь мокрый снег, можно было ехать почти как по автобану.

Как только стало темнеть, силы стали стремительно покидать нас. Из рюкзаков были извлечены горелка, запасы съестного. И через полчаса в котле уже весело варилась гречка с тушёнкой. После ужина, силы хоть и вернулись, но ехать уже никому не хотелось, поэтому велопоход плавно перетёк в велопонос. Долго ли, коротко ли, но прошли 15 километров. Время близилось к полуночи и пора было думать о ночлеге.

Изучение карты показало, что впереди в километре есть озеро Среднее, в котором можно было набрать воды, чтоб не тратить газ на плавление снега. Так оно и оказалось, правда в темноте мы чуть проскочили место, где озеро подходит вплотную к дороге, но GPS-навигатор не дал нам далеко уйти. Попили чаю, поставили палатку прямо на дороге и легли спать.

Велохождение по мукам

Дорога

Дорога

Утром всё проснулись от звуков мотора -- мимо нашего лагеря прошли 3 бурана. Долго бездельничать не стали -- ведь до Карпогор ещё далеко. После короткого завтрака продолжили наше велохождение. Километров через 5 дорога закончилась. Вместо неё в нужном нам направлении шло форменное безобразие -- глинистый грунт был щедро вспахан гусеницами трактора и схвачен морозцем. Идти пришлось очень аккуратно -- любое неверное движение могло закончиться травмой. Велосипеды, стали тяжелее, количество подъёмов явно не соответствовало количеству спусков...

Но всё хорошее, равно как и плохое, когда-нибудь кончается. Закончилось и это безоюразие -- мы вшли на берег Почи. Впереди на холме была деревня Усть-Поча. Оставив велосипеды внизу мы пошли разузнать насчёт дороги дальше, либо возможности пройти по льду Пинеги. Деревня казалась вымершей, да так оно и было. Живут там только в 3-х домах. Мы постучались в ближайший из них, в котором горел свет. Хозяин -- Пётр Худяков, попенял нам на отсутствие ума. Какой ж втакую погоду зимник? После чего выяснилось, что на лёд Пинеги надеяться нечего.

Усть-Поча

Усть-Поча

Сжалившись над нами пригласил нас попить чаю. Пока мы отогревались и восстанавливали силы горячим чаем он позвонил сыну и выяснилось, что через 7 километров начинается дорога -- буквально на днях на переправе там укладывали слеги для переправы. А до этого нам предстояло идти по буранной тропе. Но тропа плотная -- там сегодня прошла лошадь.

Простившись с гостеприимным хозяином, отправляемся в дальнейший путь. Буранная тропа действительно оказалась проходимой. И буквально через полтора часа мы были уже на переправе. И тут нам повезло, так повезло. Если бы не перекинутые с берега до берега слеги, нам пришлось бы туго -- речка в этом месте практчиески не замерзла, а так ничего, на цыпочка перебрались. Поднимаемся в Почозерье, надеясь хоть на какое-то подобие цивилизации. Ничего подобного. Здесь живут всёго 2 человека. Но отсюда есть дорога до Труфаново, по которой можно даже ехать. А после Труфаново вобще автобан.

Наконец-то крутим педали, хоть со скоростью 10 км/ч, но всё же. Труфаново. Сразу видно оплот цивилизации в этих диких местах -- свет в окнах, спутниковые тарелки, расчищенные дороги. Набираем воду и двигаемся дальше. Ребята предлагают поужинать, а потом проехать ещё километров 20. Я говорю: "Ребята, если мы сейчас остановимся, я уже никуда не поеду," -- на часах было около 7 вечера, -- "давайте лучше пару часов проедем, а потом встанем основательно." Мою идею не поддержали, и как следствие дальше никуда не поехали. Но тогда нам это не показалось таким критичным, ведь отсюда начинаются хорошие дороги.

А поутру они проснулись...

Стихийный апгрейд до диска

Стихийный апгрейд до диска

А утром сквозь сон я услышал шелест падающего снега по палатке. Ну и пусть себе идёт, подумал я. И напрасно. Прекрасно проезжаемую вчера дорогу довольно сильно занесло. Эх, надо было ехать, но сил реально не было. Ну что поделать. Позавтракали и поехали. Всё было хорошо, пока не прошли бураны и не испортили дорогу. Вот тут началась котам веселье, мышкам слёзы. Ехать по вспаханному снегу было очень тажело. К тому же через некоторое время у Алексея сломался багажник. Волей неволей пришлось остановиться.

Пока ремонтировались, услышали звук мотора -- в гору поднимался бортовой ЗиЛ-131. Я его тормознул и спросил куда едет. Оказалось в Матверу. Отлично, туда-то нам и надо в магазинчик. Быстренько закинули матчасть в кузов, сами уселись там же и не спеша поехали. Алексей пока ремонтировал багажник, мы наслаждались нежданным отдыхом. Вскоре мы подъехали прямо к магазину. Срезали немного, километров 5, но нагнали время потраченное на ремонт багажника Алексея. Помогли выгрузить продукты и пошли внутрь, а там очередь. Но местные бабушки пропустили нас без очереди, за что мы им благодарны. Купили бананов, печенья на перекус, тут же это всё съели и поехали в сторону Чаколы.

Небольшой подкид на ЗиЛе

Небольшой подкид на ЗиЛе

Хорошая, пусть и слегка присыпанная свежим мягким снежком дорога, сосновый бор. Что ещё надо для счастья? Ничего. Поэтому крутилось весело и даже бодро. Вот и Чакола. У местных узнаём как лучше ехать. Оказывается до Карпогор осталось каких-то 54 километра и лучше ехать по правому берегу -- там дорога чище. Так и решаем сделать. Переправляемся к Веегоре и видим что дорога становится лучше, жизнь потихоньку налаживается, не смотря на садящееся солнце. Шансы попасть в Карпогоры и даже зайти в магазин сегодня возросли до 100%.

Новая дорога лежит в стороне от всех деревень, поэтому ехать скучновато. Тем более, что сегодня 31 декабря, движени почти нет. Пока мы ехали эти 50 км, нам попалось едва ли с десяток встречных машин. Попутных не было вобще. Но мы не расстраивались и спокойно и не спеша крутили педали, оставляя позади километры. Чешегора, железная дорога Карпогоры-Архангельск, Марьино... Вот и бензоколонка на развилке Карпогоры-Междуреченск. На нужно в Междуреченск, но сначала на вокзал в магазинчик, где надо пополнить запасы продовольствия, да и к новогоднему столу чего-нибудь прикупить.

Последним нашим приключением на этот день стала попытка найти нужный нам адрес. Привокзальные гавроши указали нам примерное направление, но... На улицах никого нет, и уточнить направление не у кого. В итоге после некоторых блужданий мы нашли нужную улицу и нужный дом. Всё, приехали. Теперь можно немножко расслабиться, просушить второй уже день мокрые берцы и отметить Новый Год.

Не до Суры или Сказ о севшей батарейке...

Где-то за Карпогорами...

Где-то за Карпогорами...

Утром нас разбудил абориген, ходивший по квартирам в поисках собутыльников и собеседников. Правда разговор больше напоминал театр одного актёра, и всё бы ничего, если бы он не предлагал выпить с ним водки. Мы отмазвались как могли, но пару стопок всё-таки пришлось пропустить, что задержало выезд как минимум на пару часов. Но в 11.00 мы всё-таки выехали за Междуреченска и поехали в сторону Карпогор. Народу на улице почти никого, машин тоже, но всё же с одним дураком на девятке мы чуть не пободались, когда он не глядя на знаки и на дорожную обстановку пролетал перекрёсток.

После вчерашней разминочки ехалось, мягко говоря, никак. Но всё же мы продвигались в нужном направлении, пока около 3-х часов у меня окончательно не села батарейка и держать скорость больше 12 км/ч я был просто не в состоянии. А к этому моменту мы проехали 30 км из 90. Чтоб не тормозить группу, я решил возвращаться в карпогоры и ехать обратно, тем более, что назавтра я всё равно должен был возвращаться на поезд и до Суры ехать уже не планировал и хотел доехать до Верколы и там переночевать. Но не доехал даже до Верколы. Вернее доехал бы, но ребята к ночи в Суру не успели бы точно.

На обратном пути в Карпогорах народу было больше. И то и дело слышались возгалсы: "Прикиньте, ребята с Пинеги на велосипедах приехали". Быстро слухи разносятся. На вокзале, коротая время до открытия касс (а они работают с 20.00 до 0.00) снова пообщался с привокзальными гаврошами. Они рассказали как в прошлом году ждали поезда Вадим Vada Малаховский, Дмитрий Зяма Макаров и Юрий migun Мигунов. На что я ответил, что Юрий и Вадим приедут завтрашним поездом.

Вобще, вокзал в Карпогорах -- место своеобразное. Этакий аналог деревенского клуба для междуреченской молодёжи. Ближе к приходу поезда там собирается довольно пёстрая компания, которая ехать никуда не собирается, а просто валяет дурака. Девочки при полном параде, мальчики, не отстающие от них... Чего они там ищут? Или надеятся с кем-то познакомиться? Не понимаю.

Вскоре я уже ехал в поезде в сторону дома.

Вместо послесловия

Пинежье -- одно из немногих мест, которых не коснулось губительное влияние цивилизации. Во многих местах по-прежнему сохранился старый уклад жизни. Не смотря на то, что этот край потихоньку дичает, отдалённые сёла вымирают вместе с последними жителями, побывать здесь обязательно надо. Чтоб прикоснуться хоть чуть-чуть к тому, старому Русскому Северу. К тому же Пинежье, в отличие от Мезени, более доступно. Я обязательно ещё раз вернусь на Пинегу, и может даже удастся попробовать шанежек, которые нам так красочно описывал местный житель.

Спасибо, Леша, молодец! С удовольствием прочла, приглашаю к нам в группу Пинежане http://vk.com/pinegane с этим рассказом, с фотографиями - вы большие молодцы! Я, кстати, тоже на велосипеде круглый год)
С наступающим тебя и друзей по велопоходу!

Edited at 2013-12-29 05:18 (UTC)
Обалдеть от такой велопрогулки....
Искал инфу по пещерам - наткнулся. Планируем там быть в августе на авто - т.к. мы не спелеологи, а фотографы что из пещер глянуть - посоветуй плиз.