ОКЕАНЫЧ

Русский Север 2008. Пинежские катания

В отличие от труднодоступной Мезени, до Пинеги добраться не так уж и сложно. Но, не смотря на это, Пинежье не избаловано вниманием велотуристов, ну за исключением, быть может участка Усть-Пинега – Пинега. Да и то покатушки по этому маршруту проходят в ахилесс-стайле с непременной баней и нормальной ночёвкой. А ведь там есть на что посмотреть. Я решил исправить данную оплошность и пройти вдоль Пинеги от Карпогор до Усть-Пинеги. 250 км за 3 дня, не так уж сложно, думал я. Оказалось — не так-то всё просто. Но обо всём по порядку.


Содержание:
1. Пинежские катания. Отчёт
2. Пинежские катания. Фотоотчёт

Начало

Изначально мы хотели идти вниз по течению, от Карпогор до Усть-Пинеги. Но время отправления Карпогорского поезда не устраивало одного из участников. Поэтому пришлось ориентироваться на Сийскую дежурку, и начинать свой путь где-нибудь в Луковецком или Паленьге. Накануне вечером мы собрались в Архангельске у Алексея, чтоб с утра избежать сюрпризов с автобусами и прочими транспортными издержками.

\

И сюрпризы не заставили себя долго ждать. Мало того, что погода ну совсем не располагала к походу — ночью до 0 и дождь, так ещё и тент от палатки оказался порванным. Ну с погодой можно смириться, ездили и в -30 в Куртяево, а вот палатка — это было неприятно. Кроме того дорога до Архангельска получилась ну очень весёлой.

Сначала нас просто не брали с байками в автобус, с чем за полтора года забросок я встретился впервые. Ладно бы в один, а то в 2 автобуса подряд. Я человек не суеверный, но определённое беспокойство этот факт в меня поселил. Вдобавок ко всему на ж/д вокзале в автобус сел весьма нетрезвый пролетарий, который за 40 минут дороги просто достал весь автобус, включая водителя и бортпроводницу. Кроме того, при выгрузке он проявил подозрительное желание помочь нам выгрузиться. Юноша рассчитывал, что он вынесет первый велосипед, а пока мы будем возиться со вторым, он быстренько смотается. Наивный. Передние колёса-то отстёгнуты. Пришлось ему ретироваться не солоно хлебавши.

Любой нормальный человек в такой ситуации махнёт на всё рукой, и останется дома. Но не возвращаться же в Северодвинск, раз уж прибыли.

Укатали Сивку крутые горки.

Горочки

Из Паленьги стартовали почти в 12.00. Решили проехать километров 20 и остановиться на короткий обед с чаем, всё-таки времени с завтрака прошло немало. Группа была абсолютно нескатаной, поэтому кто-то уходил вперёд, кто-то отставал, но держались все в пределах прямой видимости. Почти сразу за Белогорским началась веселуха. Горочки. Причём хорошие. 2-3 адиабаты с уклоном градусов 15-20. После второго спуска я понял одну простую вещь. В таких местах нужно ездить только на дисках, и желательно на гидравлике. Трогать ручки вибрейков было просто страшно.

А пока боролись с горочками, замечательно разогрелись, и на ровных участках выдавали 25. Почти ахиллесс-стайл. Андрей безнадёжно отставал, его не было даже в пределах прямой видимости. Перед Петухово нашли неплохую полянку для обеда. Решили остановиться на чай. Но набрать воду оказалось не такой уж простой задачкой. Берега Пинеги довольно обрывисты, и без страховочной системы набирать там воду практически невозможно. Пришлось прокатиться до Петухово, где в подходящем ручье котелок и был благополучно заполнен.

После чаепития скорость группы упала. Андрей то ли переоценил свои силы, то ли оказался морально не готов к езде в одиночку, но с каждым разом отставал всё дальше и дальше. Хотя мы уже просто покручивали педальки со скоростью 18-20 км/ч. Его хватало до первого подъёма, где он безнадёжно отваливался, и нам приходилось очень часто останавливаться, чтоб подождать его.

Алексей (участник похода) и купальница.

После очередной серии горок показались вышки сотовой связи. Это могла быть только Кузомень. Как символично, подумал я. Если раньше о приближении деревни свидетельствовала маковка колокольни, то сейчас -- вышка сотовой связи. Времена меняются. Я остановился, чтоб сделать пару фоток, а Алексей дёрнул вперёд. Вскоре я его догнал, он остановился в том месте где дорога выходит на берег, огибая Кузомень. Сначала мы не могли понять, для чего это сделано, но местный житель сказал, что летом в деревне сильно пылят лесовозы, вот и провели дорогу в обход.

Мы простояли почти 30 минут, а Андрея всё нет. Стали уже было беспокоиться. Остановили буханку-маршрутку, спросили у водителя, не видел ли он велосипедиста. Он ответил, что видел, идёт пешком. И тут мы поняли, что ни до какого Голубино мы сегодня уже не доедем. Время пятый час, а мы преодолели едва 35 километров, а до Голубино оставалось по меньшей мере 55.

О вреде гражданских шин на бездорожье и пользе карт местности.

Вскоре появился Андрей, в состоянии лёгкого нестояния. Решили двигать до Гбача, попутно выискивая место для стоянки. Двигаясь пелотоном, удавалось держать крейсерскую 17 км/ч, а в горки вкатываться под 15. Через полчаса показалась река Чуса, на которой мы хотели устроить привал. Вроде и полянка была, и вода, и даже дровишки. Но не понравилось нам это место. Мрачное какое-то. Решили-таки доехать до Гбача.

Едва отъехав от Чусы увидели на дороге голосующую женщину. Оказалось, что её сын, решил показать класс езды на джипе наглухо увяз в грязи. Я конечно, понимаю, что Шнива -- это всё-таки какой-никакой, а внедорожник, но соваться в грязюку на сугубо гражданских шинах, предназначенных для езды по асфальту, мягко говоря неразумно. Мы поездили вокруг застрявшего российско-американского чуда на низких передачах, чем вызвали достаточно смешанные чувства на лице бравого пилота, и решили, что контактные туфли не совсем подходящая обувь для вытаскивания из грязи Шнивы. Женщина было расстроилась. "Спокойно, сейчас всё будет" -- сказали мы, выпили Фан... то есть воды из фляг и тормознули очередную буханку-маршрутку на нормальных внедорожных шинах.

Опытный боец с российским бездорожьем сразу смекнул в чём дело, аккуратненько подъехал, и подал незадачливому юноше трос, прицепляй, мол. Тот безропотно сделал всё потребное, и спустя минуту Шнива уже стояла на твёрдом грунте. Ну а мы покатили дальше и вскоре доехали до реки Гбач.

Картина виденная нами, вселяла оптимизм. На одном берегу реки деревня с одноименным названием, на другом берегу смешанный лес, где должны били найтись дрова, и установочный комплект для палатки. Да и река под боком. Окрылённые перспективой скорого ужина, мы пошли к лесу прямо через поля. Кое-где оказалось сыровато, поэтому я решил, что лучше ехать на 1-1, слега перегреваясь, чем топать с мокрыми ногами. Но вскоре мы упёрлись в маленький ручеёк. Я с горяча предложил его форсировать не слезая с велосипедов. Но мою идею никто не поддержал, и решили поискать обход.

Карстовые овраги

Но когда мы через 20 минут упёрлись снова в этот ручей, я понял -- это ж-ж-ж не спроста. Срочно была извлечена на белый свет карта, и сразу стало ясно, что этот ручей намертво отсекает нас от леса, а дальше в почти до березника идёт лёгкая болотина. Но та же карта показала, что за деревню Гбач на север идёт дорога, и можно поискать место ночёвки там, ибо ехать дальше было уже бессмысленно до Березника добрая 10-ка, которую Андрей просто бы не пережил, и ещё неизвестно, что ждёт нас там.

Вернулись к деревне. Умылись из реки. И решили ехать не по дороге, а стараться держаться вдоль реки, чтоб хоть вода под боком была. Но это у нас не получилось. Лес был изрезан убийственными оврагами, поэтому продвигались в полями параллельно кромке леса. Минут через 10 нашли подходящее место, почти не просматривающееся со стороны деревни, где было много поваленных сушин. Тут и встали лагерем.

О ремиксах и нежданном стороже.

Вскоре на костре весело кипел котелок, предвещая скорый ужин. А мы, расположившись вокруг,вели неспешные беседы о сущности бытия. После ужина, поставили палатку, уложили Андрея спать, а сами пошли к реке мыть посуду и набирать воду, чтоб с утра не бегать. Гбач -- река лесная, быстрая, поэтому мыть посуду было достаточно сложно, но я в какой уже раз благодарил себя за покупку контактных тапок. Они на носке имеют шипы, которые железно держат тебя почти на любой поверхности.

Ночной страж

Ну а пока мы мыли посуду, из деревни к нам прибежала собака. Здрасьте, пожалуста. Тока её нам и не хватало для полного счастья. Мало того, что вертелась вокруг, когда мы исполняли акробатические трюки с котелком и мисками, так ещё и увязалась за нами к лагерю. Причем эта самонаводящаяся скотинка шла точно по нашим следам.

На обратном пути мы вдруг не сговариваясь остановились. Где-то в кустах заливался соловей. "Какие миксы выдает, шельмец!!!" -- подумал я -- "все музыканты и прочие массовики-затейники просто одтыхают". Немного понаслаждавшись мелодиями матушки-природы, мы вернулись в лагерь. Было опасение, что собака, которая так и протопала с нами до самого лагеря, полезет ночью по рюкзакам в поисках съестного. Но животина оказалась смышлёной и воспитанной, мародёрствовать не стала. Вскоре все дружно спали.

Особенности пинежского рельефа.

С утра за завтраком решали, что делать дальше. Ни о каких Карпогорах речь уже не шла -- время было потеряно, решили отправлять Андрея в обратную сторону, а самим в ахиллес-стайле сгонять до Голубино, а если получится, то и до Пинеги. В 12.00 выбрались на дорогу, посадили Адрея на попутку, и поехали прогреваться до Березника. Через пару километров стало жарковато. Лишние вещи были моментально скинуты в рюкзаки.

В Березнике (Пинежском, не путать с Двинским или Устьянским) залили баки водой, полюбовались на знаменитые известняковые обрывы. А вот дальше началось котам веселье, мышкам слёзы. Горки стали принимать всё более жестокие очертания, и я понял, что первоначальный расчётный километраж надо увеличивать процентов на 20. До Голубино от Паленьги не 80 километров, а все 100, причем преимущественно в гору.

Но, что делать, такова уж судьба. Куда бы мы не ехали, это будет всегда в гору и против ветра. От Березника почти 8 километров шёл постоянный набор высоты, радовало одно -- набор шёл не тягуном, а качелями. А вот у речки Белой почти все набранные метры обнулились на одном мегаспуске. И всё бы ничего, но за этим мегаспуском был такой же мегаподъём. Нам за 400 метров предстояло вновь набрать то, что до этого выкатывали почти 8 километров. Но контакты и волшебная передача 1-1 помогли справиться с этой трудностью, и мы весело катили дальше, ненадолго останавливаясь в наиболее живописных местах.

Спуск перед Голубино

К 15.00 мы подъехали к Голубино. Хотелось кушать, а магазином и не пахло. На турбазе цены были в районе второй космической, пришлось брать языка. Прибегать к допросу второй степени не пришлось, словоохотливый абориген поведал, что нормальный штатский магазин есть в Красной Горке. Но он сказал, что там 2 километра в гору. Па-адумаешь, решили мы, добрый полтинник в гору проехали, ещё 2 километра -- не страшно.

Через 2 километра, оказавшись на перекрёстке поняли, что очень даже страшно, 100 метров на 2 километра -- тот ещё торчок. Причём неравномерно, а кусками, метров 20 на первых 200-300 метрах, потом небольшой перерывчик, и остатки на последние метров 800. Причём дорога -- довольно рыхлый песочек. Первую часть я мужественно преодолел, а к середине второй части байк на сликах начал козлить, а потом вобще отказался ехать. Пришлось немножко прогуляться ножками. И вот мы подкатили-таки к магазину в Красной Горке.

Обед с прекрасным видом на Пинежье

Красногорский монастырь

Не смотря на то, что в Красной Горке тоже есть туристический комплекс, нашлись и гражданские магазины с вполне приличным ассортиментом и очень демократичными ценами. А продавщица даже согласилась угостить нас кипяточком. Вскоре на плите заварился чай, и мы уселись чаевничать на улице. С одной стороны открывался вид на живописные развалины каменного храма, что в северных деревнях было большой редкостью, с другой прекраснейшая панормама Пинеги.

Пообедали, потом пофотографировали, и собрались в обратный путь. Ехать до Пинеги было уже поздновато, поэтому решили ночевать на старом месте, в Гбаче. Обратно ехали почти без остановок, и к уже 21.00 вернулись к месту ночёвки.

Дорога домой.

Утром долго сидеть не стали, быстро приготовили завтрак и в начале десятого поехали в сторону дома. За 2 часа докатили до Белогорского, Алексей было порывался ехать до Луковецкого, но мне уже никуда не хотелось, мыслями я был дома, поэтому решили остаться до 13.00.

Выехали на берег Пинеги, для того, чтоб хотя бы побаловаться 2-мя устройствами, которые всю дорогу проездили в рюкзакакх, но так и не понадобились. Алексей достал спининг, а я штатив, и около часа каждый занимался своим делом.

В назначенный час мы сели в Сийскую дежурку и поехали домой.

Записи из этого журнала по тегу «Велосипедизм»

Неа, памперс спасает задницу. А с фэтбайком памперс вобще не нужен. Шины низкого давления размером 4 дюйма сами по себе хорошие амортизаторы.

Ну и сиденья не те, что на дешёвых великах - специальные спортивные. Я свое быстро нашёл - WTB Rocket, народ по 5-6 сидений бывало менял, прежде чем найти "своё"

Edited at 2017-07-19 11:43 (UTC)
Тормозить. Вибрейки - устаревшая на сегодняшний момент тормозная система. Основной проблемой была поймать момент блокировки. На такой дороге это чревато. Дисковые тормоза, особенно гидравлические этой проблемы лишены, полнейший контроль усилия вплоть до момента блокировки.

Грубо говоря на вибрейках блокировка приходит внезапно, на дисках момент приближения хорошо чувствуется.
Ну щас да, контроллеры умные пошли. Была бы ещё система рекуперации энергии, было бы вобще шикарно. Ну типа -- едешь под горку, акк заряжается, едешь в горку -- акк помогает. Для рекамбентов (лежачих велосипедов) такие системы выпускают, но они стоят как два, нет три боинга.

Edited at 2017-07-19 16:17 (UTC)