ОКЕАНЫЧ

Инструкция по эксплуатации и летающие сварщики



Что самое важное в строительстве судна? Нет, не рабочие. И не стапель. Самое важное при строительстве судна, это система вентиляции, которую строят на стапеле вокруг судна, чтоб сварщики не задохнулись при сварке внутри корпуса. У каждой такой системы есть инструкция по эксплуатации. Инструкцию по эксплуатации, как обычно никто не читает, и иногда это приводит к смешным и печальным последствиям.



Однажды на судостроительном заводе строили большой пароход. 140 метров длиной, на секундочку. Занял весь стапель. И мы под строительство обеспечили систему вентиляции. А система вентиляции для строительства судна немножко отличается от обычной системы вентиляции. Основные воздуховоды идут по лесам, на каждом ярусе лесов приточный и вытяжной воздуховоды, иногда приличного сечения. И через определённое растояни на воздуховодах стоят распределительные коллекторы. Примерно вот такие.



Только у нас они были со специальными разъёмами, для присоединения рукавов, которые закрывались крышками. А пароход оказался очень большим, поэтому суммарная производительность была огромной. Приток обеспечивал десяток вентиляторов, забиравших воздух из цеха, а вытяжку - огромный вентилятор, стоящий в пристройке к стапельному цеху. Вентилятор был настолько огромным, что воздуховод в диаметре имел больше метра. И не имел регулировки числа оборотов. Что и привело в итоге к аварии.

На раннем этапе строительства, когда на стапеле установлена 1-2 секции, не требовалась огромная производительность. А диаметр вентрукавов около 100 мм (а суммарное сечение на вентиляторе больше метра). Городить отдельную малопроизводительную систему для начального этапа не стали, а прикинув решили, что при наличии 20 рукавов вентилятор сможет работать без перегрузки. Внесли этот пункт в руководство по эксплуатации. Заодно уточнили, что если предполагается работа меньше, чем с 20 рукавами, нужно открыть недостающее до 20 количество заглушек на коллекторах.

Систему собрали, опрессовали, опробовали в действии и забыли про неё. Через некоторое время техслужба стапеля стала жаловаться: "А что это у нас сварщиков в вашу вентиляцию засасывает". Мы отвечали: "Не может быть, всё посчитано и испытано". А поскольу на весь завод 3 живых вентиляционщика и они нарасхват, дойти до стапеля ноги не доходили. Пока в один прекрасный день не прибежал энергетик стапельного цеха, с воплем: "Что ж вы, гады, так напроектировали, что у меня воздуховод смяло".

Пришлось идти смотреть. Приходим. Действительно смяло. Странно, не может быть. Пошли на ковёр к начальнику цеха за профилактической клизмой. По пути заглянули на стапель. И увидели картину маслом. Сварщики варят с 2-мя рукавами. Недостающие заглушки, разумеется закрыты. Всё ясно. Система новая, недырявая, неразболтана. Через 2 рукава просто не успевало пройти нужное количество воздуха и в воздуховодах был небольшой вакуум. И этого небольшого вакуума хватило, чтоб смять воздуховод диаметром больше метра. Зрелище феерическое.

Заодно уж заглянули в архив за тем самым руководством по эксплуатации, чтоб два раза не ходить. Когда начальник цеха проорался, мы сделали невинные глаза и показали ему пункт, где было написано про эти двадцать рукавов. И предложили пройти посчитать, сколько открыто. Через час пришёл, и даже извинился.

Так что читайте инструкции по эксплуатации, и у вас не будет сварщиков в вентиляцию засасывать.



Записи из этого журнала по тегу «Строили мы строили»