ОКЕАНЫЧ

Велодесант на Соловки 2008

Соловки — место неоднозначное. С одной стороны намоленное веками, с другой стороны – братская могила для сотен заключённых. И всё это наслаивается на уникальную и красивую природу. Не удивительно что местом традиционного июньского похода я выбрал именно их.

Кемска волость

Кемь нас встретила мелким и противным дождём вперемешку с туманом, который, казалось, умудрялся промочить даже гарантированно не промокаемые дождевики. Холод и серость не поднимали настроения, но и не стали поводом для уныния. После недолгих сборов и проверки техники, упакованной для перевозки в поезде, группа из 5 человек отправилась в путь.

Город Кемь навевал чувство какой-то безысходности. Казалось, что тут остались только неудачники и алкоголики. Про первых – не знаю, может это погода, а вот вторых – в ранний час на улицах возле ларьков было предостаточно. Под удивлённые взгляды ранних прохожих мы катили по Кеми в сторону Рабочеостровска, где мы должны были сесть на попутный пароход.

Час пути и 13 километров до пристани были преодолены. Рейсовый пароход уходил в 8 утра, но мы надеялись что вечером будет какой-нибудь частник. Увы, нас ждала неудача. Из-за плохой погоды все суда дождались просвета в пелене тумана и ушли на Соловки буквально за полчаса до нашего прибытия.

Делать нечего, надо ночевать. Благо недалеко от пристани нашлось подходящее место с прекрасным видом на море. Хвойный лес гарантировал сухие дрова, и горячий не то обед, не то ужин, после которого нас ждала пешая экскурсия к одному довольно знаковому месту.

Мало кто знает, что фильм Павла Лунгина «Остров» снимался в Рабочеостровске, на месте бывшего подворья Соловецкого монастыря. На месте осталась и церковь, и баржа, и здание кочегарки. Были сняты только колокола с вышки-колокольни, да разобраны мостки, по которым герой Петра Мамонова возил уголь. Тачка правда осталась. Одинокая и забытая, уже без колеса, но всё ещё помнящая тепло рук отца Анатолия и холодное прикосновение угля.

Большой Соловецкий остров

На следующее утро маленький катер «Нерха» привёз нас к Тамариному причалу Соловков. По пути двоих участников подкосила морская болезнь, поэтому пришлось ждать пока они придут в себя. Благо работники причала любезно позволили приготовить нам обед и заправить термоса в бытовке. К 3-м часам дня все участники десанта были готовы к подвигам.

Дорога пролегает по живописным хвойным лесам. По сторонам от дороги то и дело мелькают синие зеркала озёр. Дождь прекратился, погода начинает потихоньку налаживаться. Вместе с ней поднимается и настроение. По пути заглядываем в Филлиповские садки, любуемся колоннадой из лиственниц в Ботаническом саду. Вскоре мы подъезжаем в горе Секирной, на вершине которой стоит Секирно-Вознесенский скит. Это место уникально своей церковью-маяком, которая является путеводной звездой не только морякам, но и тем, кто едет по острову – её видно за несколько километров. С вершины Секирной горы открывается великолепная панорама северо-западной части острова. Видны Савватиево, губа Сосновская, озёра и места монастырских покосов.

Дальнейший наш путь пролегает к Новососновке через Савватиевский скит. Дорога из хорошей автомобильной превращается в тропу для внедорожников. Байки попадают в родную стихию, лужи хоть и глубокие, но проходимые на пониженных передачах. Редкие туристы на прокатных велосипедах провожали нас завистливыми взглядами – мы спокойно ехали там, где они шли.

Вскоре мы приехали в Савватиевский скит, полностью принадлежащий церкви. Попасть внутрь не удалось. Территория огорожена забором с колючей проволокой. Но ребята не расстроились и не отказали себе в удовольствии поиграть в снежки в небольшом сугробе, оставшемся в тени скита ещё с зимы.

Солнце всё чаще стало выглядывать из-за туч, а время неумолимо клонилось к вечеру. На подходящей поляне мы оставили вещи, а сами налегке добрались до Новососновки. От деревни осталось всего один жилой дом, да остатки сараев и сушил для водорослей. Найти дорогу на Ребалду не удалось, поэтому решили разбивать лагерь там, где оставили рюкзаки, и на следующий день возвращаться той же дорогой в Кремль.

Дамба, Муксалма и Переговорный камень

В полдень следующего дня мы были уже в посёлке, откуда начинался наш путь к уникальному гидротехническому сооружению – Муксалмской дамбе, построенной монахами с учётом влияния приливных течений, довольно сильных в этом месте. В начале пути встречаем туристов, ездивших на дамбу на велосипедах. Внешний вид внушает оптимизм – грязные с ног до головы, на лицах читается всё, что они думают о том, кто их вытащил в эту авантюру.

И ведь мы были правы. Дорога на дамбу не для слабонервных – при форсировании луж каретки байков скрывались под водой, шансы на купание были велики, нас спасал только опыт. Но перед самой дамбой спасовала не только техника, но и люди – лужи были настолько огромны, что пришлось обходить их по болоту.

После очередного поворота стены из деревьев разошлись и мы увидели остров Большая Муксалма и валунную змейку дамбы, длинной почти километр. Этот участок пути поразил меня больше всего, так как мы проехали 3 зоны растительности – темнохвойные северотаёжные и среднетаёжные леса, предтундровое редколесье и тундру.

Проехвашись по дамбе, мы посетили бывшие скотные дворы Соловецкого монастыря. Уцелел только кирпичный келейный корпус, двухэтажное деревянное здание – Сергиевский корпус 1900 года постройки, находится в аварийном состоянии, от остальных строений остались только заросшие травой валунные фундаменты.

На обратном пути мы встретили очень много пеших и велотуристов, движущихся в сторону дамбы. Странно, ведь время двигалось к вечеру, а 7,8 километра от посёлка до дамбы даже на велосипеде придётся преодолевать не один час. Мы, правда, управились быстрее, по пути попав под небольшой дождь.

В очередной раз проехав мимо Кремля, мы поехали к Переговорному камню, высматривая по пути место для ночёвки. К сожалению на этом маршруте практически нет указателей и очень много развилок. Но я как штурман заранее занёс этот маршрут в GPS-навигатор, поэтому плутать нам не пришлось. Переговорный камень поставлен на месте переговоров между настоятелем монастыря и офицером английской эскадры, обстреливавшей Соловки во время Русско-Турецкой войны летом 1853 года, о чем и гласит надпись на камне.

На ближайшем мысе мы решили устроить лагерь. Это была, пожалуй, лучшая ночёвка за весь поход – легкий ветерок, лёгкий шёпот Белого Моря и закат. Закаты на Соловках – это нечто запредельное по красоте. Их невозможно описать, фотографии лишь жалкая тень буйной фантазии северной природы. Ими нужно наслаждаться вживую.

Домой

Наутро мы вернулись в посёлок и наконец-то осмотрели монастырь, погуляли по боевым галереям крепостных стен, посмотрели в бойницы башен, полюбовались восстановленной росписью надвратной церкви, расположенной над главным входом в монастырь.

Двое суток на Соловках пролетели незаметно, на одометрах накрутилась ещё одна сотня километров, к Тамариному причалу подошла всё та же «Нерха», началась погрузка. Очень не хотелось покидать Соловки с их неповторимой природой, валунными строениями, монументальным Кремлём, неповторимыми закатами и такими интересными дорогами. Но вот отданы швартовы, Соловки остаются за кормой, а мы сидим на палубе каждый по своему переживая события последних дней. Завтра поезд нас привезёт в Архангельск, где нас будет ждать Газель с логотипом «Севмаш» на борту, чтоб отвезти нас домой.

Записи из этого журнала по тегу «Соловки»

  • Велодесант на Соловки 2008. Видео.

    Разбирая завалы на жёстких дисках я случайно обнаружил папку с видео о нашей поездке на Соловки в 2008-м году. Качество в 480p в наш век FullHD,…

Кемь-то еще не очень депрессивна,а вот Беломорск-полная жопа
мне приятель рассказывал из Петрозаводска,в лихие голодные годы зарплат не платили,работы тоже толком не было,люди жрали комбикорма с завода,с соответствующими последствиями
Доброго дня! У вас интересный блог. Меня зовут Алексей, люблю путешествия и уже посетил 54 страны. Это число - не предел и цифра, конечно, будет расти. :) Здесь пишу о своих поездках и проекте, связанном с travel тематикой. Предлагаю взаимный френдинг)))