ОКЕАНЫЧ

Тайна гибели группы Дятлова.

В очередной раз в соц.сетях обсуждается авария группы Дятлова 1/2 февраля 1959, приведшая к гибели всей группы. И каждый раз у меня возникает вопрос -- они что, Буянова со Слобцовым не изучали? Что? Спрашиваете кто это такие? А может вы ещё про аварии на перевале Тофаларский ключ и на реке Уса не слышали? Ну у меня нет слов. По крайней мере цензурных. Беда всех доморощенных исследователей в том, что они вопиюще непрофессиональны. И как туристы, и как исследователи. Они берут пару-тройку самых жареных фактов, и лепят из неё теорию. А всё, что в их гениальную теорию не укладывается они отбрасывают. А часто просто и не знают многих факторов. Но давайте обо всём по порядку.

На упоминание об аварии Дятлова совершенно случайно несколько лет назад, изучая возможность велосипедного похода по Приполярному Уралу. Меня еще тогда поразило то количество слухов и домыслов, окружающих события роковой ночи. Но тогда я не придал этому особого значения, т.к. поход предполагался летний, а разводить срач ради срача мне было неинтересно. Года 2 что ли назад, тоже абсолютно случайно я наткнулся на электронную книгу Евгения Буянова и Евгения Слобцова "Тайна аварии Дятлова". Одно время искал в электронном виде книги Тура Хейердала и Юрия Сенкевича, а эта книга совершенно случайно оказалась с ними в одном архиве.

Долгими вечерами на уренгойщине делать особенно нечего, остаётся только книги читать. Я её и прочитал. И очень поразился упорству и дотошности авторов. Книга оказалась не очередным шедевром ненаучной фантастики, а серьёзным исследованием. Очень серьёзным. Кроме детально собранных фактов об аварии группы Дятлова, авторы нашли даже детальные карты погоды на время аварии, смогли установить график запусков с космодрома Байконур, постарались опросить выживших свидетелей. И они смогли написать возможный ход развития аварии группы Дятлова, в который практически без противоречий укладываются абсолютно все возможные факты. Мало того, они смогли найти 2 аварии, аналогичные аварии группы Дятлова. Это гибель группы Ерёмкина на реке Уса (погибло 12 человек, 1 выжил), и гибель группы Михаила Кореня на перевале Тофаларский ключ (погибли 9 человек). Эти аварии хоть и не являются прямым доказательством правоты Буянова и Столбцова, но они доказывают возможность такого развития событий.

Пересказывать книгу не буду, почитайте сами. Написана очень толково и легко читается. Можете поискать в Гугле, можете скачать по этой ссылке.. Хочется обратиться к диванным иследователем, пытающихся сделать себе имя на трагедии, произошедшей более полувека назад. Как оно было вам не расскажет никто. Свидетелей нет, как правильно заметил Антон Носик. Как оно могло быть, написано в книге Буянова и Слобцова. А то, что Холатчахль в переводе с языка манси "гора мертвецов", так это чистой воды совпадение.

Не надо скакать на костях. Этими парнями можно только восхищаться. Даже сегодня людей способных на такой поход очень мало. Очень, поверьте. Я, не смотря на свой опыт велопоходов, в том числе и зимних, не рискнул бы сунуться зимой в горы. А эти люди ходили без флиса, мембран и GPS. Ходили с таким снаряжением, с которым сегодня даже в ПВД никто не пойдет. Поэтому самое правильное -- закрыть эту тему раз и на всегда.

Вместо послесловия.

Скептикам, которые будут упирать на то, что на склоне Холатчахля много снега не бывает. Вы когда-нибудь видели во что превращается снег на открытом месте под действием ветра? Большую часть сдувает, а то, что остаётся, очень нехило уплотняется. А если вся эта красота неописуемая подмокнет в оттепель, а потом прихватится морозцем, то способна держать велосипед. А иногда и машину. При этом общий уровень снега всего 20-40 см (в лесу может быть все полтора метра при этом). То есть лавинных признаков там и близко нет. А теперь представьте, что вас накроет такой дощечкой 10х15 метров толщиной сантиметров в 5. Ну это примерно тоже самое, если вас плитой бетонной накроет. А визуально тишь да благодать.

Записи из этого журнала по тегу «Туризм»

Терминология туристов и спасателей. Ну и схожесть механизма аварий в туризме и технике. Чаще всего либо человеческий фактор, либо неудачно в одном месте складывается несколько факторов, каждый из которых сам по себе не страшен, но вместе.
Я этот вопрос изучала лет 8 назад... наверное, прочла все, что можно было найти, в том числе профессиональные форумы и блоги -- они давно закрыты, тема себя исчерпала... все авторы версий (их гораздо больше, чем буяновская, я, кстати, склоняюсь немного к другой :) в руках Буянова и сейчас есть материалы, которые он скрыл от общественности (то есть его версия тоже подогнана).
Семяшкин с группой несколько лет воссоздавал обстоятельства аварии... но тоже никаких однозначных выводов. Коськин закрыл блог, хотя он оставался единственным исследователем.
Потом был совершенно идиотский фильм...

Что, опять? подросли те, кто не в теме?



Edited at 2015-10-04 17:30 (UTC)
Что ж людям-то все неймется? Оставили бы уже в покое эту несчастную группу. Погибли. Печально. Но им-то (тем кто ворошит без устали) с того что? Заняться больше нечем?
Плюсую, дико плюсую. Но ЧСВ надо на чём-то поднимать. А по злой иронии судьбы в своё время именно авария Дятлова была раскручена в СМИ.

Странно, почему не авария Эльвиры Шатаевой? Там ведь такое поле непаханное. Реалити-шоу прокруче "Курска".
Потому что никто не знает, кто такая Э.Ш. А тут не надо вкладываться в рекламу, в раскрутку темы. Даже блог-тур в прошлом году такой делали, по следам Дятлова... смех сквозь слезы, блогеры-туристы.... мда... С экипировкой по современным техонологиями от фирм-спонсоров. Цирк. Даже читать не стала, проглядела по диагонали.
Оно и к лучшему, что не знают. В том и разница блогтура и похода. В поход идут места нехоженные посмотреть, да себя испытать. В блогтуры едут ради поста в топе. Причём поста про то, что они херои терпят отсутствие душа аж два дня :) Едут на джипах с кондюками, лагерь с генераторами и ужином ставят гиды. А они видите ли помыться два дня не могут.

Пошлялись бы неделю под поливаловом пешком без дорог, иначе бы запели :)
мне очень интересно смотреть на репортажи с Ямала и прочих подобных мест.

мой отец прошел на лыжах весь Ямал (застал ещё до подъёма, начавшегося после 2005), от Воркуты до Норильска, плато Путорана и Таймыр. Даже на Вайгач ходил.

Всё это автономно до 40 дней. И тут да, два дня не помыться =)
Я вам ещё один вариант подкину по этой теме. Раньше тоже интересовался, но уже подзабыл подробности.
Там два фактора интересных меня заинтересовали - наличие радиации и компонентов ракетного топлива в пробах. На Байконур тут зря стрелки переводят. Ежели это королевская семёрка оттуда прилетела, то у неё заправка кислород-керосин. Токсичного и желтого там нет. Да и траектория полёта не в том направлении.
Из Плесецка тогда ещё не пускали - тоже отпадает.
Был ещё вариант в то время. Из района Салехарда и Воркуты стреляли ракетами средней дальности Р-12 с реальными ядерными боеголовками по полигону на Новой Земле.
Официально это было через год или полтора после гибели группы, но ракеты начали серийно выпускать в начале 59 года.
"Для проведения были выделены техническая и стартовая батареи ракетного полка (181-й полк 51-й ракетной дивизии 50-й ракетной армии), того самого, который впоследствии был направлен на Кубу. Предусматривалось произвести три пуска (первый — «холостой», а два последующих — с ядерными зарядами разной мощности — операция «Роза»). По другим данным пусков было всего 4, первые 2 — для засечки прибытия в точку прицеливания. Две разные стартовые позиции были выбраны в районе восточнее г. Воркуты и у Салехарда. .."
Расстояние до перевала и до полигона примерно одинаковые. Всё дело в полётном задании. Могли и напортачить попервой..