ОКЕАНЫЧ

В поисках пропавшей реки. Разведка боем



Есть в Пинежье такое интересное место -- Кёльдский нырок. В одном месте река Кёльда подмыла свод карстовой пещеры, и ушла вниз, чтоб появиться вновь на поверхности через 4 километра. Достопримечательность сия малодоступна по причине своей удалённости от цивилизации и, насколько мне известно, байкерами ещё не посещалась. Мы попытались исправить данную оплошность и посетить нырок сборной командой архангельских и северодвинских велосипедистов.

О маршруте было известно только одно -- в нужном направлении идёт Луковецкая технологическая лесовозная дорога. Естественно была проведена предварительное изучение информации о пути, и выяснилось, что технологичка идёт до самой Кельды, а нужная нам отворотка находится после одной из рек -- то ли Кельды, то ли Вели.

В назначенный час почти все участники собрались на железнодорожном вокзале. У отъезжающих и провожающих был живейший интерес к одному из байков. А именно к единственному пока в нашей области Cannodale Jekyl 3000, причём не столько к байку, сколько к его одноногой вилке Lefty. Вскоре билеты были куплены и весь взвод поехал к дежурке. К нашему изумлению были открыты только передние 2 вагона. После долгих переговоров нам-таки удалось добиться у неприступных проводниц высочайшего разрешения открыть последние 2 вагона, иначе пришлось тащить 6 байков через весь поезд.

Первое испытание было благополучно преодолено, но... Нам надо было ещё на Жаровихе подобрать Дмитрия, а народу набилось преизрядно, впрочем всё прошло благополучно, и Дмитрия посадили в один из первых вагонов. Вскоре мы уже стояли на перроне в Луковецком, собирая байки.

В Луковецком

Аборигены были, мягко говоря ошарашены, увидев компанию из 7 байкеров, плотным пелотоном разъезжающих по улицам их родного посёлка. Но мы не стали задерживаться, нашли выезд на технологичку, и поехали к цели. В такой большой группе скатанности не было, отдельные особо лосистые личности вываливали основную группу, потом останавливались и ждали, темп движения был немножко рваным всю дорогу.

На Чуплеге был запланирован перекус, всё-таки времени с завтрака прошло немало, а на часах был уже второй час. Но тогда нам пришлось бы раскатываться в горку, причём самую высокую на нашем пути, выота над уровнем моря на перевале была около 136 м. Решили себя не насиловать, проехать ещё немного и встать на реке Сотка, за этим перевалом.

Перекусив и залив баки водой, мы с новыми силами бросились в бой. Километры пролетали незаметно, и вот после очередного спуска показалась река Кёльда. Сразу за мостом был лесовозный зимник в нужном направлении, которым мы не преминули воспользоваться. Пока дорога шла по гребню, было довольно сухо, но стоило ей спуститься в низинку, ка стали встречаться довольно-таки раскисшие участки. Вода в этом году высокая, да и трелёвочники тоже внесли свю лепту.

Дорога

Сухих участков становилось всё меньше, дорога всё больше и больше напоминала пресловутый зимник Куртяево–Нёнокса. А до цели оставалось чещё километров 8. Тут же был организован военный совет, который вынес решение -- возвращаться к сухому участку дороги поближе к мосту, ставить базовый лагерь, а потом налегке пробежаться до нырка и обратно.

Быстро нашлась подходящая поляна. Народ, встав на бивак уже никуда не хотел идти, и мы с Алексеем, быстренько перекусив, отправились к Нырку вдвоём. Пошли вдоль реки, чтоб не возиться в грязи на зимнике. В нужном направлении вело некоторое подобие тропы, но путь часто преграждали поваленные деревья, зачастую буреломы были непроходимы и их приходилось обходить. Вскоре мы встретили рыбака на противоположном берегу реки, который сказал, что до Нырка ещё километров 8, а впереди нас ждут скалы, которые придётся обходить, и несколько довольно крупных ручьёв. А та дорога, по которой мы хотели ехать, вскоре уходит в лес.

Мы решили идти дальше, докуда и дойдём. По пути несколько раз закидывали спиниг, поймав несколько хариусов с ладошку, собирали грибы, которых оказалось не в пример больше, чем рыбы в реке. В полдевятого, когда начало темнеть, решили остановиться, ещё немного покидать спиннинг и возвращаться в лагерь. В этот момент на другом берегу реки, показался ещё один рыбак. Это оказался ZatoN с sanatatour.ru. Он нам рассказал, что на Нырок ведёт отворотка, начинающаяся в 3-х километрах от реки Вель. Но вода в этом году высокая, и примерно половина пути представляет собой жидкое непотребство, в котором вязнут не то, что УАЗики, но и ГТС-ы.

Немного пообщавшись, выяснив рыбные места и интересные избы в этих районах, мы попрощались со словоохотливым рыбаком, и стали выбираться на дорогу. Не задерживаясь мы вернулись в лагерь. Палатки уже стояли, а ужин был съеден, что нас не удивило. Накормить 7 человек 3-хлитровым котлом -- задача нетривиальная. Через несколько минут на костре варлся ужин для нас с Алексеем и для тех, кто захотел добавки. За разговорами у костра время летело незаметно. Начал накрапывать дождик и мы рассредоточились по палаткам.

К утру дождь и не не думал прекращаться. Костёр развести не проблема, сложнее с палатками. Которые в силу их конструкции, было пркатически невозможно собрать, основательно не вымочив их. Но мы решили не думать об этом, ночёвок больше не предвидилось, а палатки можно просушить и дома. Позавтракав и свренув лагерь мы выбрались на технологичку. Решили ориентироваться на Сйискую дежурку, а если будет желание, что ехать до архангельска своим ходом.

Обратный путь прошёл быстрее, не столько из-за более высокой скорости, сколько из-за того, что мы не делали лишних остановок. На Сотке устроили перекус, после которого Михаил с Евгением решили всё-таки ехать до Архангельска. А мы в начале первого были уже в Луквецком. Там мы оккупировали крыльцо продуктового магазина, устроив праздник живота. Всё-таки езда под дождём без термобелья отнимает много энергии на разогрев. А потом и ближайший водоём, чтоб отмыть боевых коней от лишней грязи.

Уже у станции у Алексея лопнула камера из-за порвавшейся по месту склеивния покрышки. Ни раньше ни позже, подумали мы. В дежурку мы решили садиться в плацкартный вагон, чтоб раскидать байки по третьим полкам, но суровая мать-кондукторша встала гшрудью на нашем пути -- мол, вы закапаете всех пассажиров. Что ж, ладно, разместилис в последнем сидячем вагоне, разместив часть байков в тамбуре, часть в пятачке между сиденьями и вхдом в вагон. В полшестого мы благополучно прибыли в Архангельск.

До Нырка мы не дошли, но всё же мы провели разведку боем. Вода в этом году стоит очень высоко, и шансов достичь нырка было не очень много из-за отвратительного состояния дорог. Теперь нам известны дороги, подходы. В следующем году мы обязательно найдём потерявшуюся речку.

Велодесант в Луковецком

Перекус на Сотке

Луковецкая технологичка

Река Сотка

Байки грязи не боятся

Завал на Кёльде

Река Кёльда

Коряга

Лёша и Хариус

замеряли навигатором и одометром. От дороги на Пинегу до моста через Кельду около 80 км. На этом мосту мы обычно перед выездом обратно в город шкуряли дичь.